ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК КЛАСТЕРНАЯ (КЛУБНАЯ) СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА
Как правило в составе компании действуют несколько юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей, которые с целью оптимизации налогообложения находятся на разных налоговых режимах. Часто налоговая инспекция признает такую деятельность компании схемой дробления бизнеса с целью получения налоговой выгоды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 122 Налогового Кодекса умышленная неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Дробление бизнеса и иные схемы оптимизации налогообложения отражены в Письме ФНС № ЕД-4-2/13650@ от 13.07.2017 г. о направлении методических рекомендаций для территориальных налоговых и следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов).
В соответствии с Федеральным Законом N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» бизнес-модель в форме потребительского кооператива можно рассматривать как форму делового взаимодействия организаций и граждан, при которой основной имущественный оборот совершается внутри одного юридического лица - некоммерческой организации, где, благодаря совершенно иному режиму правоотношений между субъектами предпринимательской деятельности, налогооблагаемая база отсутствует в принципе.
В соответствии с п. 2 ст. 39 НК РФ не признаются реализацией товаров, работ или услуг паевые взносы в паевые фонды кооперативов. В связи с этим, при взаимоотношениях между пайщиками:
- отсутствует необходимость применения контрольно-кассовой техники;
- не применяется Закон РФ N 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- отсутствует налогообложение в части налога на прибыль, НДС, ЕСХН, УСН;
- не требуется обязательное лицензирование отдельных видов деятельности и сертификация продукции.
Клубная (кластерная) система в форме потребительского кооператива объединяя граждан, субъекты малого и крупного бизнеса, кооперативы существенно снижают риски хозяйственной деятельности участников, делая её абсолютно законной. Широкий спектр видов деятельности потребительских кооперативов дает возможность использовать механизмы потребительской кооперации для реализации любых проектов в любых отраслях хозяйства, на внутренних и внешних рынках.
Механизмы потребительской кооперации прямо установлены законодательством, подтверждаются судебной практикой. Подробнее.
На современном этапе развития производственных отношений в России, потребительский кооператив можно рассматривать как системное средство для оздоровления бизнеса, защиты предпринимательской деятельности от недобросовестного вмешательства третьих лиц и государственных органов.
Новая кооперация – это кооперация ресурсов физических, юридических лиц индивидуальных предпринимателей, основанная на новых принципах управления и организации труда, обладающая инновационным потенциалом, которая позволяет:
- получить конкурентные преимущества на рынках за счет снижения цены для конечного потребителя;
- наладить собственную сбытовую сеть между пайщиками - членами кооператива;
- осуществлять внешнеторговую деятельность, участвовать международном кооперативном движении;
- существенно сократить затраты на производство и налоговые отчисления;
- сократить вмешательство государственных структур в хозяйственную деятельность членов кооператива;
- снизить риски предпринимательской деятельности, защитить имущество пайщиков от притязаний третьих лиц;
- получить государственную поддержку предусмотренную законодательством.