Или веди добросовестный бизнес, или умри!

Лучшие решения для организации вашего бизнеса!

Россия вступила в затяжную полосу роста налогового бремени, объясняемую сложностями финансового положения государства. В обозримом будущем можно ожидать, что нефтяные цены останутся низкими, финансовые санкции будут нарастать.

Большинство экспертов склоняются к мнению, что Россия находится на грани мощнейшего затяжного экономического кризиса, который ещё не дошел до своего дна и все проблемы ещё впереди. 

Большинство регионов - банкроты. Государству нужны деньги для обеспечения своей устойчивости и эти деньги власть планирует взять у бизнеса. В очередной раз широко декларируемая политика государства на поддержку предпринимательства и малого бизнеса так и осталась на уровне благих деклараций.

Фактически идет ужесточение налогового контроля и мер ответственности лиц управляющих бизнесом. Ни о каком снижении налогового бремени в 2017-2019 годах речи нет. Государство по-прежнему совершенствует инструменты налогового контроля, усиливает прессинг на те категории лиц, с которых реально можно взимать налоги. 

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Частью повестки экономического форума в Петербурге были темы - развитие технологии блокчейн и настройка налоговой системы.

Первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов в ходе сессии на ПМЭФ заявил о том, что российский президент «полностью заболел» идеей создания цифровой экономики и что в России в настоящее время работают над тремя направлениями развития технологии блокчейн.

По словам И.Шувалова, среди задач, требующих оперативного решения: обеспечение «цифровой прослеживаемости товаров», создание общей платформы на основе блокчейна для идентификации личности и электронная защита титула собственника.

Что это значит? Это значит, коллеги, что в ближайшей перспективе все финансовые операции в России перейду в электронную форму и государство сможет проконтролировать каждую продажу, каждую выплату в сторону физического или юридического лица, а так же исчисление и уплату налогов с каждой финансовой операции.

Власть демонстрирует свои намерения: отзывает лицензии у недобросовестных банков, активно формирует судебную практику по взысканию налогов, привлекает к уголовной ответственности топ-менеджеров крупных компаний, крупных чиновников не взирая на лица - Улюкаев, Белых, Гейзер, Вайнзихер, Серебренников и другие. 

Согласно статистике, в 2016 году на 68% наблюдается рост уголовных дел, возбужденных в отношении предпринимателей, 83% из них потеряли бизнес. Список лиц, использовавших серые схемы будет расширятся в каждом регионе.   

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 2017-2019

Основная цель на ближайшие годы - повышение эффективности налоговой системы. Упор будет сделан на администрирование и противодействие использованию организациями схем для получения налоговой выгоды.

Читаем документ "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» п.10 гл.3:

«Одной из мер по противодействию налоговым злоупотреблениям, направленным на уклонение от уплаты налогов и незаконное возмещение налогов из бюджета, является четкое закрепление на законодательном уровне механизмов, ограничивающих использование налогоплательщиками так называемых «фирм-однодневок», а также налоговых схем с использованием офшорных компаний.»

Это значит, что в этих условиях существование «обналички» и зарплат «в конвертах» ставится под большой вопрос. Те кто останутся в бизнесе будут обязаны платить налоги в полном объеме и только белые зарплаты, а с них НДФЛ и страховые взносы.

Власти рассматривают ФНС в качестве самого сильного и эффективного фискального ведомства в стране. Это демонстрируют и Президент, который в самом начале 2016 г. предложил передать ФНС администрирование целого ряда неналоговых платежей:

Объединив эти базы данных в одну, ФНС будет способна в онлайн режиме выявлять лиц уклоняющихся от налогообложения и своевременно реагировать, накладывать аресты на имущество, привлекать лиц к имущественной, административной, уголовной ответственности.

Сейчас налоговики готовятся к «атакам» на бизнес, выявляя организации с активами и контролирующих их лиц. При наличии подозрительных операций с «однодневкой» или неуплатой какого-либо налога, фискалы будут запускать отработанные механизмы взыскания недоимки и налоговых санкций, в том числе с привлечением полиции.

Цель налоговой политики государства - вывод бизнеса из тени, обеспечение в автоматическом режиме контроля над каждым рублем, над каждой финансовой операцией, а так же превращение серых зарплат в белые, взимание налогов и страховых взносов в полном объеме. 

Рассмотрим некоторые инструменты налогового контроля.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АСК НДС-2

Как в страшном сне предпринимателя с 1 января 2015 года на всей территории Российской Федерации была введена автоматическая система контроля (АСК) НДС-2.

Использование технологии Big Data позволили запустить АСК «НДС-2», которая пресекает случаи уклонения от уплаты НДС и мошенничества при его возмещении. Это способствует созданию здоровой конкурентной среды, снижает давление на бизнес и позволяет вывести из зоны контроля добросовестных налогоплательщиков.

Эффективность программы очевидна, она автоматизирует налоговые процедуры и сводит к минимуму влияние человеческого фактора. Система помогает охватить 100 % контрагентов. Раньше у налоговиков времени на это не хватало. Сейчас в считанные минуты система точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков и не допускает неправомерных вычетов по НДС. 

Как заявил Глава ФНС Михаил Мишустин, внедрение системы АСК НДС-2 позволило значительно сократить количество проверок, а также вывести из зоны контроля добросовестный бизнес, не мешая ему работать. Количество судебных споров с бизнесом уменьшилось на 8% в I квартале 2015 года, а суммы, выигранные в пользу бюджета, выросли до 80%.

В сравнении с аналогичным периодом 2015 года сумма дополнительных начислений по камеральным проверкам в 2016 году увеличилась на 86%! (33,5 млрд. руб. в 2015 г. против 62,3 млрд. руб. в 2016 г.). 

Что касается выездных проверок, то здесь аналогичная тенденция. При уменьшении на 10% числа проверок, сумма начислений выросла на 32% (140,4 млрд. руб. в 2015 г. и 184,4 млрд. руб. в 2016 г.). Подробнее http://kontursverka.ru/stati/kak-ask-nds-2-povliyala-na-statistiku-nalogovyx-proverok 

Внедряется АСК НДС-3 которая подключается непосредственно к расчётным счетам организаций и обрабатывает данные, полученные с кассовых аппаратов в онлайн режиме. В недалеком будущем произойдет объединение информационных систем ФНС, ФТС, Финмониторинга, ЦБ РФ, что позволит создать единый механизм администрирования налогов, таможенных платежей и страховых взносов.

ОНЛАЙН-КАССЫ - НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Система сбора налоговых данных становится более технологичной, государство хочет знать обо всех покупках своих граждан.

В июле 2016 года был принят 290 Федеральный закон об онлайн-кассах. Этот закон призван внести изменения в положения 54-ФЗ «О применении ККТ». По новым правилам все кассовые аппараты должны с 1 июля 2017 года передавать электронные копии чеков онлайн в налоговую.

Онлайн-кассы для предпринимателей на ЕНВД и ПСН станут обязательными с 1 июля 2018 года.

Объявлено, что главный удар «онлайн кассы» нанесут по теневой экономике, повысят эффективность контроля денежного оборота и легализуют серые продажи. Результатом этой работы должен стать рост налоговых поступлений в бюджет и легализация зарплат. 

В чеках нового формата будет содержаться большое количество обязательной информации: полный адрес места расчетов, ИНН, применяемая система налогообложения, регистрационный номер кассы, номер фискального накопителя, налоговые ставки на каждый товар в чеке, суммарный итог по налоговым ставкам. 

За несоответствие требованиям после 1 июля организации и индивидуальные предприниматели будут платить штрафы до 30 тысяч рублей за торговлю без онлайн-кассы. 

Процедура оформления административного нарушения стала проще. При первом нарушении в ряде случаев возможно устное предупреждение, но при повторном — приостановка торговли до 3-х месяцев, а это фактически гибель для бизнеса.

КИЗ -  БОРЬБА С КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

26 марта 2015 года создана Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. В состав комиссии вошли высшие руководители Министерства промышленности и торговли, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, а также ряда других министерств и ведомств.

В задачи комиссии входит координация деятельности всех органов власти по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, исключение из практики «серых» схем ведения бизнеса.

С 1 апреля 2016 года в рамках пилотного проекта подлежит обязательной маркировке контрольными идентификационными знаками (КИЗ) все изделия, выполненные из любого натурального меха.

Для выявления контрафакта и ужесточения налогового контроля Министерством промышленности и торговли РФ планируется в 2017 году обязать производителей и импортеров маркировать электронными метками (чипами) лекарственные средства, а также рыбные изделия, обувь, колесные диски, авиадетали, блузки, сорочки и куртки.

УЖЕСТОЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Налоговый контроль продолжает усиливаться:

  • С 2016 г. налоговые агенты стали обязанными ежеквартально сдавать в налоговую инспекцию новую форму 6-НДФЛ «О доходах и НДФЛ». В случае непредставления такой формы отчетности налоговый орган вправе проводить блокировку банковского счета (ст.76 НК РФ), а также наложить штраф (ст.126.1 НК РФ);
  • Пояснения по НДС, которые налоговый орган затребует у налогоплательщиков по налоговым декларациям, подаваемым в электронном виде, также должны предоставляться налогоплательщиком только в электронном виде. (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ);
  • Введение с 1 июля 2017 г. тотального контроля за кассовыми операциями. Причем с 1 июля 2018 г. такая обязанность будет распространена и на специальные налоговые режимы в виде патентной системы и ЕНВД (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ);
  • Банки по требованию налоговых органов, обязаны представлять фактически любую информацию о своих клиентах без каких-либо исключений и ограничений (Федеральный закон от 03.07.2016 № 240-ФЗ);
  • Все организации с 21 декабря 2016 г. обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах (Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ);
  • Банки начали активнее проверять счета клиентов и отказывать в проведении операции по счету предусмотрено пунктом 11 статьи 7 закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ;
  • Расширены права налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок деклараций с заявленными льготами. При проведении камеральных налоговых проверок деклараций с заявленными льготами налоговый орган вправе не только истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы, как ранее, но и требовать представления в течение пяти рабочих дней необходимых пояснений об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).
  • С 1 июня 2016 года внесены изменения в ст. 102 НК РФ «Налоговая тайна», в соответствии с которыми расширен список общедоступных сведений, не являющихся налоговой тайной, в том числе: сведения о среднесписочной численности работников; об уплаченных организацией суммах налогов и сборов; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности; суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии. Данные сведения размещаются в форме открытых данных в сети Интернет на официальном сайте ФНС.
  • Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части 1 НК РФ». Минфин предлагает закрепить в Налоговом кодексе положения, предусматривающие обеспечение доступа налоговых органов к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну;
  • С 1 января 2017 года функции по администрированию страховых взносов вновь возложены на налоговые органы. В Налоговом кодексе РФ появилась новая глава – 34 «Страховые взносы». При этом персонифицированный учет остается в ведении Пенсионного фонда, а учет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в ведении ФСС (в сферу налогового законодательства такие взносы не попадут). В зону риска попадут компании, у которых будут выявлены значительные расхождения по базам для НДФЛ и страховых взносов. 
  • Введена уголовная ответственность за неуплату страховых взносов. Вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды". 
  • С целью выявления фиктивных сделок и доказывания фактов получения необоснованной налоговой выгоды ФНС России выпустила письмо от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" (вместе с "Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России).  

Предоставление ФНС практически исключительных полномочий при участии в процедурах банкротства. Так, Федеральный закон от 23.06.2016 № 222-ФЗ, установил следующее:

  • налоговые органы могут привлекать к субсидиарной имущественной ответственности бенефициаров, а не только номинальных директоров;
  • для выявления налоговиками бенефициаров срок увеличен с 2 до 3 лет;
  • введена презумпция виновности руководителя в деле о банкротстве;
  • сомнительной стала считаться сделка, которая заключена не только в период, когда компания обладала признаками неплатежеспособности, но и тогда, когда компания стала неплатежеспособной в результате такой сделки;
  • налоговым органам предоставлена возможность быть включенным реестр кредиторов в течение 6 месяцев (а не в течение 2, как было раньше).

Попытки оптимизировать налоги с помощью обнальных контор еще ни для кого не прошли даром. И то, что многие компании до сих пор не ответили за это – всего лишь вопрос времени.

Перед тем, как прийти в организацию, они проверят, не перешло ли какое-либо имущество компании в собственность вашего главбуха, финдиректора, а также их родственников; изучат финансовую обстановку у ваших «соседей» и все операции между вами.

В общем, визит к вам не будет достаточно подготовлен. А вы готовы к этой встрече?

УСИЛЕНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Происходит постоянное и последовательное введение новых видов штрафов за нарушения налогового и административного законодательства, а так же повышение размера уже установленных:

  • Принята норма об установлении налоговой ответственности (п.1 ст.129.1 НК РФ) за непредставление пояснений в рамках КНП в случае, если налогоплательщик подает в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию в порядке п.3 ст. 88  НК РФ (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ);
  • Резко повышена административная ответственность за нарушения в области бухучета и отчетности: штрафы увеличены с 3.000 до 10.000 руб., введена ответственность за «повторность» (до 20.000 руб.), введена такая  мера административного наказания как дисквалификация до 2 лет (Федеральный закон от 30.03.3016 № 77-ФЗ);
  • Повышена административная ответственность за нарушения при работе с ККМ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ);
  • Принята норма о повышении в 2 раза ставки пени за неуплату налога свыше 30 календарных дней до 1/150 ставки ЦБР (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ);
  • В случае отсутствия у юридического лица сведений о бенефициарных владельцах на такое лицо может быть возложен штраф в размере до 500 000 руб. (Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ);
  • 06.10.2016 во втором чтении был рассмотрен Советом Государственной Думы законопроект № 927406-6 о введении уголовной ответственности за неуплату страховых взносов.
  • Ужесточение административного наказания для работодателей (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ). Пеня за задержку выплаты заработной платы увеличена до 1/150 ставки ЦБ, штраф за нарушение сроков выплаты заработной платы повышен для юридических лиц до 50 000.

Размеры штрафов могут быть существенными. Кроме этого КОАП предусматривает санкции в виде приостановления деятельности организации на определенный срок и дисквалификацию руководителя.

ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОБСТВЕННИКОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ БИЗНЕСА

Законодатель на протяжении последних нескольких лет идет по пути ужесточения ответственности руководителей, собственников компании, а так же контролирующих ее лиц.

C 1 декабря 2016 года вступил в силу 401-ФЗ «О внесении изменений

в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В связи с этим учредитель, директор и «иные контролирующие организацию лица», включая их супругов, будут отвечать всем своим личным имуществом по долгам компании.

В конце декабря 2016 года был принят Госдумой и подписан Президентом РФ закон о субсидиарной ответственности по долгам компаний – Федеральный закон от 28.12.2016 № 488 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации». По сути, этот закон – сигнал всем участникам делового оборота, что безнаказанно уклоняться от долгов ни у кого больше не получится.

В соответствии с законодательством исполнительный орган Общества, будь то директор, президент, управляющий или член правления, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах возглавляемой им компании.

ВАС РФ в своем Постановлении Пленума от 30 июля 2013 года № 62. среди прочего указал ситуации, когда неразумность и/или недобросовестность действий директора считается доказанной. Например, если он совершил сделку на заведомо невыгодных для юридического лица условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом, например «фирмой-однодневкой». Если в результате таких действий общество будет привлечено к налоговой или административной ответственности, понесенные убытки в размере доначисленных сумм налогов, пеней и штрафов могут быть взысканы с директора.

Теперь проблем с определением величины ущерба у судов практически нет. Посмотрим на практику:

дело №А41-2271/13 взыскано с директора около 223,5 млн.руб;
дело №А32-7549/13 - почти 126 млн.руб;
дело №А53-20252/15 - 59,3 млн.руб.

Законодатель учел мнение судов и внес соответствующие правки в ст. 53.1 Гражданского кодекса.

п. 2 ст. 53.1  ГК - Недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор:

  • действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юридического лица, в том числе при наличии фактической заинтересованности директора в совершении юридическим лицом сделки, за исключением случаев, когда информация о конфликте интересов была заблаговременно раскрыта и действия директора были одобрены в установленном законодательством порядке;
  • скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица (в частности, если сведения о такой сделке в нарушение закона, устава или внутренних документов юридического лица не были включены в отчетность юридического лица) либо предоставлял участникам юридического лица недостоверную информацию в отношении соответствующей сделки;
  • совершил сделку без требующегося в силу законодательства или устава одобрения соответствующих органов юридического лица;
  • после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица;
  • знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица, например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом.

С лета 2017 года кредиторы смогут обращаться в суд с исковым заявлением о взыскании в свою пользу с контролирующих должника лиц, указанных в ст. 53.1. ГК РФ, убытков, причиненных по их вине должнику вне рамок банкротства.

ДОЛГИ СЛЕДУЮТ ЗА ДОЛЖНИКОМ

Перевод финансово-хозяйственной деятельности на другую организацию не дает ровным счетом ничего.

В случае выявления недоимки по налогам в рамках налоговой проверки, налоговики могут предъявить в суд требование о признании новой операционной компании зависимой и взыскать с нее всю сумму числящейся налоговой задолженности «брошенной» компании.

Для этого необходимо два условия:

1. Зависимость компаний, установленная в судебном порядке. При этом доказательствами такой зависимости могут стать:

  • регистрация вновь созданной операционной компании в период проведения выездной налоговой проверки существующей операционной компании;
  • наличие общего учредителя и руководителя у компаний либо взаимное участие компаний в уставных капиталах друг друга (к слову, совсем не обязательный критерий);
  • компании имеют одинаковые фактические адреса, контактные телефоны, электронные адреса, интернет-сайты, виды деятельности, товарный знак;
  • счета открыты в одних банках;
  • вновь созданная компания начинает работать с контрагентами первой операционной компании на тех же самых договорных условиях;
  • первоначальная компания уступает свои права по заключенным договорам вновь созданной операционной компании или расторгает ранее заключенные договоры со всеми или большинством своих контрагентов, а вновь созданная компания заключает с ними аналогичные договоры за короткий промежуток времени;
  • переход всех сотрудников из существующей компании во вновь созданную компанию;
  • имущество выводится на зависимую компанию, имеется возможность влияния на принятие решений;
  • перечисление контрагентами в адрес вновь созданной компании выручки, перечислявшейся до этого в адрес существующей операционной компании;
  • прочие обстоятельства, свидетельствующие о том, что новое общество идентично старой компании.

2. Поступление на счета зависимой компании выручки или имущества должника.

И речь здесь идет не только о простом получении зависимой компанией выручки «по письму» в адрес третьего лица. Расторжение договоров и заключение с теми же контрагентами договоров от имени новой организации на сопоставимых условиях также соответствует этому условию!

При названных обстоятельствах материнские, дочерние компании, а также формально независимые, но обладающие признаки «дубликата» компании несут ответственность за неплательщика налогов в полном объеме. 

Безусловно, еще не все предприниматели успели вкусить такие возможности для взыскания налоговой недоимки. Статью 45 НК РФ с 30 ноября 2016 года уже переписали, заменив слово «организации» на «лица». Как следствие, законодатель в один ряд поставил уже и взаимозависимых физиков, которые также теперь несут все бремя налоговой ответственности за компанию-неплательщика при выполнении выше перечисленных условий.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Привлечение руководителей и собственников компаний к уголовной ответственности в настоящее время, к сожалению, становится обычным явлением. Более того, за последние годы число уголовных дел, заведенных на руководителей, существенно выросло. https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/874864.html 

По данным Генпрокуратуры, число уголовных дел, возбужденных по фактам уклонения от уплаты налогов, в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросло на 68%. Почти 235 000 бизнесменов стали «уголовниками». Исходя из тех тенденций, которые сообщает Генпрокуратура, и Следственный комитет, количество уголовных дел против бизнесменов будет только возрастать.

http://www.buhgalteria.ru/article/n152812?print=Y

В 83% случаев возбуждение уголовного дела приводит к тому, что предприниматель полностью или частично теряет бизнес.

Как показывает практика, по статье 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» в основном привлекаются лица уклоняющиеся от уплаты налогов привлекая «фирмы-однодневки». Статьей предусмотрена ответственность - лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Круг лиц, которых можно привлечь к ответственности достаточно широк (см. п.7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.06 № 64). 

  • руководитель организации и главный бухгалтер: именно в их компетенции подписание отчетности, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, организация бухгалтерского учета;
  • лица, специально уполномоченные на совершение таких действий, например финансовый директор или руководитель налогового департамента;
  • сотрудники организации, на которых возложено оформление первичных документов бухгалтерского учета;
  • учредители предприятия, если они организовали совершение преступлении, либо склонили к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) или других сотрудников компании;
  • налоговые консультанты и юристы, если они содействовали совершению преступления советами, указаниями и т.п. 

С 22 октября 2014 года следователи вновь получили право возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях без «подачи» налоговых органов. Раньше поводом для возбуждения таких уголовных дел были только материалы, которые следователи получали от налоговиков (ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ). Теперь эти положения утратили силу (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.10.14 № 308-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ»).

Поводом для возбуждения уголовного дела теперь может стать не только неисполненное налогоплательщиком решение налогового органа по результатам проведенной проверки. Также сотрудники правоохранительных органов могут возбудить уголовное дело:

  • по сообщению органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о выявленных в действиях компании признаках налогового преступления;
  • заявлению бывших сотрудников или третьих лиц;
  • информации в СМИ.

В соответствии с принятыми поправками итоговое процессуальное решение — возбуждать уголовное дело или нет - принимает сам следователь независимо от ответа налоговых органов.

При этом если проверки налоговых органов строго регламентированы и предусматривают ряд специальных механизмов обеспечения прав налогоплательщиков, то способы защиты прав бизнеса в ходе проверок правоохранительных органов, мягко говоря, не столь развиты - многое зависит от усмотрения следователя.

Обратите внимание на ПИСЬМО от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650@ о направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов). 

В результате возбуждение уголовного дела становится гораздо более простым и эффективным способом пополнения бюджета по сравнению с проведением налоговых проверок, результаты которых можно оспорить в арбитражных судах.

Вынесение обвинительного приговора по уголовному делу грозит не только уголовным наказанием для руководства компаний, но и взысканием сумм задолженности в качестве возмещения государству убытков от преступления. Причем взыскать эти суммы можно как с компании, так и с физического лица, привлеченного к уголовной ответственности.

С 2016 года порог привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов значительно повышен. До 900 тыс. рублей для физических лиц. И до 5 млн. рублей для юридических. 

Однако согласно статистике - средняя величина доначислений по результатам выездной проверки составляет более 7 млн. рублей. Иными словами, в большинстве случаев налоговая проверка дает основания для возбуждения уголовного дела.

Отдельный акцент на ст. 199.2 УК - сокрытие имущества за счет которого должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. Многие собственники или руководители бизнеса, получив решение налогового органа о назначении выездной проверки, лихорадочно выводят с организации деньги или имущество. 

Этот состав преступления - очень формальный и доказывается относительно легко. Факт перечисления денег, отчуждения имущества и даже направление выручки в обход организации сразу на поставщиков и подрядчиков при наличии задолженности по налогам является преступлением. 

Неуплата страховых взносов так же станет уголовным преступлением в ближайшей перспективе.

Как уменьшить риски уголовного преследования?

Главной Вашей задачей в своей компании является обеспечение выхода бизнеса из зоны «серых» зарплат, работа в белую без привлечения «фирм-однодневок», обучение руководящего состава тем новым принципам управления, что требуют современные условия. Для этого в первую очередь необходимо:

  1. Провести анализ договоров с контрагентами на предмет соответствия деловой цели.
  2. Разработать «Стандарт безопасности при работе с контрагентами», ознакомить с ним сотрудников и действовать в соответствии с данным стандартом в дальнейшем. Провести иные мероприятия, направленные на обеспечение должной степени заботливости и осмотрительности при выборе контрагентов.
  3. Пересмотреть и изменить структуру компании, отношения с персоналом с целью соответствия современным условиям.

Качественная и комплексная защита интересов крайне важна начиная с самых ранних этапов общения с ФНС или правоохранительными органами. Целесообразно привлекать профессиональную помощь на этапе назначения налоговой проверки, а так же начальных действиях правоохранительных органов.

УЖЕСТОЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права предусмотрена КоАП РФ, Статья 5.27.

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, (повторно) -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.


6. Невыплата или неполная выплата в установленный “срок” заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. При этом ответственность наступает при задержке зарплаты как одному работнику, так и коллективу работников.

При невыплате заработной платы свыше трех месяцев материалы проверок направляются в следственные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Помимо административной ответственности, за невыплату заработной платы из корыстной или иной личной заинтересованности предусмотрена уголовная ответственность, в том числе лишение свободы на срок от одного года до трех лет (ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ).

Расширены полномочия органов государственной инспекции труда в части проведения внеплановых проверок работодателей. 

Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда:

  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный “срок” заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;

Внеплановая выездная проверка может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Правила игры ужесточаются, и чтобы оставаться на плаву, нужно вовремя перестроиться. Учитывая более эффективную работу ФНС, сегодня становится выгоднее вести честную игру, обеспечивать ведение учета в соответствии с установленными требованиями. 

В связи с внедрением методов контроля с использованием цифровых технологий расчитывать на то, что какая-либо серая схема или пренебрежение правилами налогового учета останутся незамеченными, рассчитывать точно не стоит! Источник: http://kontursverka.ru/stati/kak-ask-nds-2-povliyala-na-statistiku-nalogovyx-proverok

Как заявил глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин: «При этом мы создаем условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая свой бизнес для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами, взаимодействовать с государством, получать от него контракты на общественно значимые проекты, а не просто уходить в тень».

«Добросовестные бизнесмены не должны оказываться в худшей экономической ситуации, чем те, кто уклоняется от налогообложения. Заставляя платить тех, кто злоупотреблял своим положением, мы одновременно устраняем и условия для недобросовестной конкуренции». https://www.gazeta.ru/business/2016/12/27/10452377.shtml#page8

Чтобы выжить в существующих условиях необходимо:

  • пересмотреть всю структуру своего бизнеса; 
  • максимально сократить издержки;
  • пересмотреть взаимоотношения с персоналом; 
  • разработать новые маркетинговые стратегии;
  • научиться применять цифровые технологии для управления бизнесом. 

Но самое главное и самое важное - отказаться от «серых» зарплат и научиться вести добросовестный бизнес. 

Это следует сделать как можно скорее, потому что тот кризис, который начался в нашей стране, не заканчивается, а это означает, что государство продолжит расширять зону контроля над налогоплательщиками с целью увеличивать налоговые сборы для решения своих задач.

ИЛИ ДОБРОСОВЕСТНЫЙ БИЗНЕС ИЛИ УМРИ!

Некоторая информация заимствована с сайтов: 
http://www.nalog-briz.ru
https://pravo.ru/
http://www.klerk.ru
https://turov.pro


Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку