Осторожно, двери закрываются!

Лучшие решения для организации вашего бизнеса!

Как государство борется с незаконным обналичиванием и уклонением от уплаты налогов? Совершенствуется законодательство, улучшается администрирование налогов. Для примера приведу ссылки на некоторые принятые нормы, разъяснения ФНС и постановления КС с кратким их комментарием.

Как все начиналось.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 г. № 138-О – введено оценочное понятие «добросовестности» налогоплательщика и указано, что применение этого понятия влияет на налоговые последствия его действия.

Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 г. № 9-П. Там указано, что  субъективная оценка поведения налогоплательщика, которая дается должностным лицом ФНС, регулирует приостановление течения срока давности привлечения к налоговой ответственности. Это означает, что если налогоплательщик «недобросовестный», его можно привлечь к ответственности за пределами срока давности (трех лет).

Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 – сформулированы критерии, по которым судам следует определять обоснованность налоговой выгоды.  С этого момента у ФНС появилась возможность выявлять схемы уклонения от уплаты налогов, достаточно произвольно толкуя понятие обоснованности налоговых вычетов.

В НК введен раздел V.1 «Взаимозависимые лица»  (1 января 2012 г.) –  с этого момента налоговый орган изучает хозяйственные отношения аффилированных лиц на предмет построения схем уклонения от уплаты налогов.

ФНС России в письме № 3-7-07/84 от 11.02.2010 г. указало признаки «однодневок»: это юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, учредителем или директором которого является гражданин, участвующий или руководящий более чем 5 компаниями. С 2013 года данные о массовых адресах и директорах/учредителях появились в свободном доступе.

Факт низкого уровня зарплаты (ниже среднеотраслевого) в соответствии с пунктом 5 приложения 2 Приказа ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 г. "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" является основанием для выездной налоговой проверки. При выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы ("в конвертах"), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию. 

Что произошло за последнее время.

Власть рассматривает ФНС в качестве самого сильного и эффективного фискального ведомства в стране. 

Объединив эти базы данных в одну, ФНС будет способна в онлайн режиме выявлять лиц уклоняющихся от налогообложения и своевременно реагировать, накладывать аресты на имущество, привлекать лиц к имущественной, административной, уголовной ответственности.

Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 419-ФЗ Уголовный кодекс дополнен статьями 173.1. «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» и  173.2. «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица». Введено понятие «подставное лицо» - участник или директор юридического лица. Появилась (хоть и небольшая) судебная практика по делам ст. 173.1 и 173.2.

28.06.2013 в Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ введена ст. 5.2, позволяющая банку отказать в открытии р/счета при наличии подозрения в том, что он будет использоваться для легализации преступных доходов. На практике с 2016 года банки стали со ссылкой на эту норму  отказывать в обслуживании компаний, не находящихся по месту регистрации и/или совершающих платежи на фирмы «однодневки». Банки назначены государством «смотрящими» за бизнесом и неплохо справляются со своей задачей.

Законом № 382-ФЗ от 29.11.2014 г. введена редакция п. 5 ст. 174 НК, в соответствии с которой декларация по НДС должна сдаваться в электронном виде  по телекоммуникационным каналам связи. Это позволило установить новое программное обеспечение (система «НДС» и «НДС-2»), которое позволяет налоговым органам в автоматическом режиме анализировать декларации налогоплательщиков. В результате налоговый орган видит «разрывы» по НДС в цепочке контрагентов и получил возможность почти  безошибочно определять фирму «однодневку», созданную для уклонения от уплаты налогов, а также потенциальных бенефициаров этой схемы.

Закон № 376-ФЗ от 24.11.2014 г. получил неофициальное название «закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК)». Изменения в НК РФ вступили в силу с 1 января 2015 года. Закон:

  • вводит механизм налогообложения в России прибыли КИК путем включения нераспределенной прибыли данных компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц — резидентов РФ (глава 3.4 НК РФ);
  • изменяет правила признания организаций налоговыми резидентами РФ, вводя критерий «места фактического управления» (ст. 246.2 НК РФ);
  • ограничивает применение международных соглашений о двойном налогообложении с помощью правила «фактического получателя дохода» (ст. 7, 312 НК РФ).

Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ внесены изменения в положения 54-ФЗ «О применении ККТ», которым повышена административная ответственность за нарушения при работе с ККМ. По новым правилам все кассовые аппараты должны с 1 июля 2017 года передавать электронные копии чеков онлайн в налоговую. Объявлено, что главный удар «онлайн кассы» нанесут по теневой экономике, повысят эффективность контроля денежного оборота и легализуют серые продажи. 

Введена уголовная ответственность за неуплату страховых взносов. Вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 250-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды". 

Федеральным законом от 28.12.2016 г. № 488-ФЗ в статью 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесены изменения. С 1 сентября 2017 года юридическое лицо, у которого в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения, может быть ликвидировано решением налогового органа без суда. Чаще всего недостоверными признаются сведения об адресе местонахождения (80% случаев), руководителе, участниках обществ. 

Федеральным законом от 28.12.2016 г. № 488-ФЗ закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» дополнен ст. 3.1. Если при исключении общества из ЕГРЮЛ его обязательства не исполнены (в том числе вследствие причинения вреда) и это обусловлено тем, что лица, определяющие действия общества действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам компании.

Федеральным законом от 28.12.2016 г. № 488-ФЗ изменен п. 5 ст. 10 закона «О несостоятельности (банкротстве)» о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Теперь кредитор (зачастую это налоговый орган) может взыскать задолженность компании с руководителя в течение 3 лет после завершения конкурсного производства. 

Федеральный закон от 18.07.2017 г. № 163-ФЗ дополняет НК РФ новой ст. 54.1, которая уточняет условия получения налоговой выгоды. Ст. 54.1 НК РФ расширяет обязанности плательщиков, которые претендуют на получение налогового вычета. Теперь им нужно будет доказать, что:

  • основной целью совершения сделки не являются неуплата налога;
  • обязательство по сделке исполнено лично самим контрагентом, или уполномоченным на это лицом.

Налоговые и следственные органы подготовили подробные методические рекомендации о поиске и доказывания умысла, направленного на неуплату налогов в письме ФНС № ЕД-4-2/13650@ от 13.07.2017 г. Там приведено методическое пособие  на 20 листах с подробным описанием схем уклонения от уплаты налогов. 

На основании Федерального закона № 134-ФЗ и Приказа ФНС от 29.12.2016 г. № ММВ-7-14/729@ ФНС должна была с 25 июля 2017 г. (пока это не удалось) открыть для всех желающих  на сайте ФНС сведения о суммах недоимки и задолженности предприятий по пеням и штрафам, налоговых правонарушениях и мерах ответственности за них. Налоговая тайна отменяется!

Принята норма об установлении налоговой ответственности (п.1 ст.129.1 НК РФ) за непредставление пояснений в рамках КНП в случае, если налогоплательщик подает в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию в порядке п.3 ст. 88  НК РФ (Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ);

Резко повышена административная ответственность за нарушения в области бухучета и отчетности: штрафы увеличены с 3.000 до 10.000 руб., введена ответственность за «повторность» (до 20.000 руб.), введена такая мера административного наказания как дисквалификация до 2 лет (Федеральный закон от 30.03.3016 № 77-ФЗ);

Принята норма о повышении в 2 раза ставки пени за неуплату налога свыше 30 календарных дней до 1/150 ставки ЦБР (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

В случае отсутствия у юридического лица сведений о бенефициарных владельцах на такое лицо может быть возложен штраф в размере до 500 000 руб. (Федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ);

Ужесточение административного наказания для работодателей (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ). Пеня за задержку выплаты заработной платы увеличена до 1/150 ставки ЦБ, штраф за нарушение сроков выплаты заработной платы повышен для юридических лиц до 50 000.

Чего ожидать.

Анонсированные 14 июня параметры налоговой системы правительство пообещало не менять следующие шесть лет.

  • Ставка НДС вырастет с 18 до 20% с 1 января 2019 года.
  • Льготы по НДС на социально значимые товары и услуги сохранятся (ставка 10% на продовольствие, детские и медицинские товары, а также ставки на внутренние воздушные перевозки).
  • Будет отменен налог на движимое имущество.
  • Тариф по взносам работодателей на обязательное пенсионное страхование работников будет «бессрочно» зафиксирован на уровне 22% (и 10% при достижении предельной базы по взносам).
  • С 1 июня будут временно понижены акцизы на бензин и на дизельное топливо. Чтобы возместить убытки регионам, будет изменена структура распределения акцизов между федеральным и региональными бюджетами.
Налоговики поменяли схему подхода к вопросам взимания налогов. Если раньше проверки касались отдельных крупных компаний, то с некоторых пор работа ведется по отраслям. 
 
В 2018 году для автоматизации контроля над движением средств между счетами физических и юридических лиц во всех субъектах страны будет внедрен комплекс АСК НДС 3. Программный комплекс автоматически формирует отчет, который с ноября 2017 года является основанием для возбуждения уголовного дела при условии, если сумма нарушений превышает установленный законом размер.

До середины 2019 года правительство России предложит меры по уходу от зарплат «в конверте», заявила вице-премьер правительства Татьяна Голикова 17 июня в интервью каналу НТВ. Накануне правительство внесло в Госдуму проекты законов о повышении 
НДС и пенсионного возраста.

Что делать.

Использованием цифровых технологий для налогового контроля сводит к нулю все попытки незаконной налоговой оптимизации. Сегодня становится выгоднее вести честную игру, ответственность за налоговые правонарушения становиться лишь делом времени. Привлечение руководителей и собственников компаний к субсидиарной, уголовной ответственности в настоящее время становится обычным явлением. Более того, за последние годы число уголовных дел существенно выросло. https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/874864.html 

Как заявил глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин: «Добросовестные бизнесмены не должны оказываться в худшей экономической ситуации, чем те, кто уклоняется от налогообложения. Заставляя платить тех, кто злоупотреблял своим положением, мы одновременно устраняем и условия для недобросовестной конкуренции». https://www.gazeta.ru/business/2016/12/27/10452377.shtml#page8

«При этом мы создаем условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая свой бизнес для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами, взаимодействовать с государством, получать от него контракты на общественно значимые проекты, а не просто уходить в тень».

Заказать услугу
Оформите сообщение на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Документы

Вернуться к списку