Потребительский кооператив

Потребительский кооператив

Характеристики
Категория:
Кооперация
Описание проекта

Глубокие экономические перемены в современной России сопровождаются коренной ломкой прежних механизмов хозяйствования. При этом как перед частными лицами, так и перед организациями, с особой остротой встали проблемы защиты своих прав и законных интересов, экономии ресурсов и снижения издержек, противостояния политическим и экономическим катаклизмам. 

Для снижения расходов и издержек многие хозяйственные структуры используют различные схемы и механизмы взаимоотношений с контрагентами: бартерный обмен, выпуск продукции из давальческого сырья, различные вексельные схемы и взаимозачеты, офшорные конструкции и дробление бизнеса. Однако в таких цепочках всегда имеется значительная налоговая составляющая в виде НДС и/или налога на прибыль, что увеличивает стоимость конечного продукта снижая его конкурентоспособность. 

При этом, эти механизмы имеют много зазоров, куда проникают посредники, паразитирующие на хозяйственном обороте. В их числе и государственно-чиновничьи структуры, насквозь коррумпированные, обирающие всех и вся, постоянно изобретающие все новые и новые способы отбора денег у физических и юридических лиц. Особой группой рисков при использовании таких механизмов является использование технических организаций, фирм-однодневок, выплата серых зарплат с целью получения налоговой выгоды.

В то же время, имеется комплексный механизм хозяйствования, автоматически решающий множество проблем благодаря совершенно другому правовому режиму собственности. Потребительский кооператив можно рассматривать как высшую форму кооперации организаций и граждан, при которой основной имущественный оборот совершается внутри одного юридического лица. 

Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» выделен самостоятельный вид потребительских кооперативов - некоммерческих организаций, на которые не распространяется действие Федерального закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с п. 2 ст. 39 НК РФ не признаются реализацией товаров, работ или услуг паевые взносы в паевые фонды кооперативов. В связи с этим, при взаимоотношениях между пайщиками:  

  • отсутствует необходимость применения контрольно-кассовой техники;
  • не применяется Закон РФ N 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • отсутствует налогообложение в части налога на прибыль, НДС, ЕСХН, УСН, НДФЛ;
  • не требуется лицензирование отдельных видов деятельности.

Объединяя граждан, субъекты малого и крупного бизнеса, кооперация существенно снижает риски хозяйственной деятельности участников, делая её абсолютно законной без «серых» схем и «фирм-однодневок». Широкий спектр видов деятельности потребительских кооперативов дает возможность использовать механизмы потребительской кооперации для реализации любых проектов в любых отраслях хозяйства, на внутренних и внешних рынках. 

На современном этапе развития производственных отношений в России, кооператив можно рассматривать как системное средство для оздоровления экономики, защиты предпринимательской деятельности от недобросовестного вмешательства третьих лиц и государственных структур.

Наряду с этим, механизмы кооперации используются на практике пока только в узком кругу. В то же время, модель потребительского общества оказывается весьма полезной как для решения задач защиты активов, антикризисного управления предприятиями, так и для развития, масштабирования бизнеса, реализации прорывных проектов в разных отраслях экономики. 

В последние годы, наряду с системой «Центросоюза», обслуживающей в основном сельское население, появляются новые независимые организации потребительской кооперации в строительстве, машиностроении, добыче и переработке, сфере услуг, образовании, медицине и других отраслях. 

Новая кооперация – это кооперация ресурсов физических, юридических лиц индивидуальных предпринимателей, основанная на новых принципах управления и организации труда, обладающая инновационным потенциалом, которая позволяет:

  • получить конкурентные преимущества на рынках за счет снижения цены для конечного потребителя;
  • наладить собственную сбытовую сеть между пайщиками - членами кооператива;
  • осуществлять внешнеторговую деятельность, участвовать международном кооперативном движении;
  • существенно сократить затраты на производство и налоговые отчисления;
  • сократить вмешательство государственных структур в хозяйственную деятельность членов кооператива;
  • снизить риски предпринимательской деятельности, защитить имущество пайщиков от притязаний третьих лиц;
  • получить государственную поддержку предусмотренную законодательством.